Половые гормоны влияют на выбор профессии и игрушек детьми

Учитель, пилот, медсестра или инженер? Оказывается, что на интересы людей и на род их занятий сильное влияние оказывают половые гормоны. "Наши результаты обеспечивают прочное подтверждение тому, что гормоны влияют на интересы людей, от которых зависит выбор их профессии в будущем" – заявил Адриен Белц (Adriene M. Beltz), аспирант психологии, работающий совместно с Шери Беренбаум (Sheri A. Berenbaum).

Беренбаум и ее научно-исследовательская группа изучали интересы людей к занятиям, которые показывают половые различия в общем населении и являются важными в определении сферы выбираемой профессии: наука, технологии, инженерия и математика. Исследователи изучили подростков, а также взрослых людей с врожденной гиперплазией надпочечников (ДСВЗ) – генетическое заболевание – а также их братьев и сестер без ДСВЗ.

Люди с ДСВЗ более подвержены влиянию андрогенов (тип мужского полового гормона), что является нормальным, пока плод находится в матке. Женщины с ДСВЗ генетически относятся к женскому полу и воспринимаются как женщины, но их интересы больше схожи с мужскими. Исследователи сообщили в журнале "Hormones and Behavior", что представительницы женского пола с ДСВЗ были значительно больше заинтересованы, чем женщины без ДСВЗ в карьере, имеющей отношение к конкретным вещам по сравнению с карьерой, относящейся к общению с людьми.

Исследователи также выяснили, что интерес к выбираемой профессии соответствует непосредственно степени влияния андрогенов на женщин с ДСВЗ. Так те, которые были подвержены влиянию андрогенов в матке, проявляли больше интереса к занятиям конкретными вещами, чем к общению с людьми.

"Мы воспользовались в своих целях естественным экспериментом" – отметила Беренбаум. "Мы предполагаем, что эти интересы начинают развиваться намного раньше, чем мы всегда считали". Женщины без ДСВЗ менее проявляли интерес к мужским профессиям, имеющим отношение к конкретным вещам, как например, инженер или хирург, и более проявляли интерес к профессии, сфокусированной на взаимодействии с людьми, как например, социальный работник или учитель. Что касается мужчин, то психологами не было обнаружено никакого значимого различия в выборе интересов между представителями мужского пола с ДСВЗ и без этого заболевания.

"Мы выяснили, что существует некое биологическое влияние на формирование интереса к выбору профессии. Так, женщины не останавливают свой выбор на профессиях связанных с конкретными вещами, поскольку они заинтересованы в безграничном общении с людьми, а эти профессии не предусматривают этого" – пояснил Белц. "Может быть, нам удастся показать представительницам женского пола, как стремление к постоянной активной коммуникации можно совмещать с карьерой в таких сферах деятельности как наука, технологии, медицина и т. д.".

Исследователи попросили участников эксперимента дать свою оценку каждому пункту в списке из 64 занятий, используя выражения "нравится", "не нравится" или "безразлично" относительно выполнения определенной работы. Занятия были сгруппированы в шесть категорий профессий – реалистичная, исследовательская, художественная, общественная, предпринимательское и стандартная. Этот список и категории были основаны на проверенной и надежной системе часто используемой профессиональными советниками.

В случае с детьми, для проверки этой идеи, Беренбаум и Хайнс отобрали девочек, которые страдали генетическим расстройством, вызывающим повышение уровня гормона андрогена в организме, что характерно в нормальных условиях для мальчиков (мальчики с подобными показателями также рассматривались в данном исследовании). Исследователи затем оценили количество времени, которое каждая девочка с проводила, играя в «игрушки LEGO для мальчиков», сравнивая его со временем, проведенным, играя с «девчоночьими игрушками» и «нейтральными игрушками». Они обнаружили, что девочки, страдающие данным расстройством, для игры выбирали конструкторы LEGO, радиоуправляемые машинки, пожарные машины и бурильные установки, чем девочки, помещенные в подобные условия окружающей среды, но без данного заболевания.

Склонность мальчиков играть с самосвалами, тракторами, гоночными машинками и строительными наборами-конструкторами, а девочек играть с куклами, кукольной мебелью и кухонной утварью была замечена очень давно. Что вызывает это различие в выборе игрушек у детей разного пола? Как это может быть изучено и проанализировано? Что могли бы результаты такого исследования сказать нам о тендерном поведении?

Эти и другие вопросы разрабатывались Шери Беренбаум и Мелиссой Хайнс, которые работали психологами-исследователями в медицинских учреждениях. В статье, появившейся в журнале «Психологическая наука», которая была озаглавлена «Связь уровня андрогенов в раннем возрасте и половых предпочтений игрушек у детей», рассматривались гендерно обусловленные предпочтения детьми определенных типов игрушек.

Не только из психологической литературы, но и из общедоступных знаний хорошо известно, что маленьких мальчиков и девочек поощряют играть с определенными типами игрушек и не одобряют за игры с другими. Мальчики, которые играют с куклами, например, скоро запомнят, что такое поведение оценивается как неприемлемое и они могут получить ярлык «девчонок», в то время как девочки, которые избегают игрушечных кухонь ради радиоуправляемых вертолетов и машин, LEGO могут быть заклеймены «пацанами». Хотя социальное давление, конечно же, влияют на то, с какими игрушками ребенок играет, интересно, что на выбор игрушки могут оказывать воздействие и другие силы, такие как гормональные и/или генетические.


© 2009-2022 Psychological experiment (pshychoexp.ru)
При копировании материалов активная ссылка обязательна.